Программа профориентационной работы (docx, 86.4 Кб)
ПРОГРАММА
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ «БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ»
6-11 КЛАСС
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Русской средней общеобразовательной школы
имени Героя Советского Союза М.Н. Алексеева
с. Русское
2023-2024 учебный год
Глоссарий программы
Готовность к профессиональному самоопределению – способность человека быть субъектом своих выборов: самостоятельно формировать и корректировать свою образовательно-профессиональную траекторию, учитывая смысловую и инструментальную стороны профессионального самоопределения.
Индивидуальная образовательно-профессиональная траектория – путь освоения универсальных и профессиональных компетенций, формируемых обучающимися совместно с педагогами-навигаторами через использование возможностей образовательной среды.
Карьера – траектория развития человека в рамках профессиональной деятельности. Представляет собой последовательность образовательных и профессиональных событий, которые проходит человек от начала трудовой деятельности до ее завершения. Траектории карьеры могут быть разными. Наиболее популярные траектории связаны с вертикальным развитием (управленческий рост), горизонтальным (развитие как специалиста в рамках одной профессии), проектным (рост масштаба и сложности проектов) и полипрофессионализацией (освоение нескольких профессий).
Карьерная грамотность – способность использовать знания, умения и навыки для решения задач профессионального самоопределения (инструментальная сторона профессионального самоопределения), например: знания об устройстве рынков труда и
возможностях профессионального образования, навыки работы с образовательными ресурсами, навыки постановки карьерных целей и т.д.
Компетенция – комплексное умение, обеспечивающее готовность человека к решению той или иной группы профессиональных задач (профессиональная компетенция) или задач надпрофессионального либо внепрофессионального характера (универсальная компетенция).
Мероприятия по профессиональному выбору – практические профориентационные мероприятия разных видов, реализуемые на базе площадок в соответствии с требованиями и рекомендациями оператора Проекта. Это выставка «Лаборатория будущего», которая проводится на базе исторических парков «Россия – Моя история», а также профессиональные пробы на базе площадки (как очные, так и онлайн) и на базе Платформы (онлайн).
Мультимедийная выставка – интерактивная экспозиция с использованием мультимедийных технологий для ранней профессиональной ориентации и выбора будущей профессии.
Педагог-навигатор (ответственный за профессиональную ориентацию обучающихся) – специалист, непосредственно осуществляющий педагогическую поддержку обучающихся в процессе формирования и дальнейшей реализации их индивидуальных образовательно- профессиональных траекторий. В качестве педагогов-навигаторов могут выступать педагогические работники основного и среднего общего образования, дополнительного образования.
Платформа – многофункциональная информационно-сервисная онлайн-платформа, на которой размещаются профориентационные материалы, онлайн-диагностика, а также происходит организация внутренних процессов реализации Проекта:
- осуществляется регистрация участников, педагогов-навигаторов, региональных операторов и школ;
- размещается расписание мероприятий;
- реализуется программа дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) для педагогов-навигаторов.
Проектная деятельность1 – это профориентационно значимая деятельность, осуществляемая обучающимся при поддержке педагога (или эксперта) по решению актуальной проблемы, ограниченная во времени и завершающаяся созданием продукта, который способствует решению обозначенной проблемы.
Профориентационная онлайн-диагностика – стандартизированная методика2 оценки, направленная на измерение индивидуальных свойств и качеств подростка, прямо или косвенно связанных с выбором образовательно-профессиональной траектории.
Профессиональный выбор – решение, которое затрагивает ближайшую жизненную перспективу обучающегося (в отличие от профессионального самоопределения) и может не быть опосредовано отдаленными жизненными целями.